Права потребителя

Права потребителя – это право лица, приобретающего (потребляющего), какой-либо товар или услугу на:
  • Надлежащее качество продукта;
  • Свободный выбор покупки;
  • Верную и достаточную информацию о приобретении;
  • Компенсацию расходов и вреда нанесенного некачественным товаром или услугой.

Понятия подобные «правам потребителя» были всегда. Также как обман покупателя всегда считался преступлением. Но выделять эти права в отдельную категорию стали относительно недавно. Тому есть объективные причины.

В прошлом продавец и покупатель были скорее равны по своему положению и квалификации. Покупатель понимал, что за товар он приобретает и чего ожидать от покупки. Продавец тоже знал об этой осведомленности. Законы карали обман покупателя. Понятие гарантии и механизм возврата денег за некачественный продукт тоже существовали. Конкуренция окончательно лишала нечестного продавца преимущества.

Всего этого хватало для разрешения конфликтов, необходимости в защите потребителей как особой категории людей еще не было.

С развитием технологий ситуация стала меняться. Потребители начали меньше понимать внутренние характеристики товаров. Появление новых продуктов не давало времени проверять все опытом.

Стоит добавить, что промышленность и торговля, по мере индустриализации и глобализации все более переходила из рук мелких собственников к крупным корпорациям, и это меняло баланс сил в пользу бизнеса.

В результате складывалась ситуация когда с одной стороны оказывался крупный игрок: фирма, концерн, торговая сеть; с другой – рядовой потребитель, человек без специальных знаний, с несравнимо меньшими средствами.

Еще более положение ухудшилось с появлением монополий. Говорить о равноправии и конкуренции стало бессмысленно, продавец смог диктовать условия рынку.

Это привело к тому, что в 19 столетии Америка, некоторые страны Европы начали принимать все больше ограничительных мер ради защиты простых потребителей.

Важной вехой этого процесса стало обращение президента США Джона Кеннеди к Конгрессу со "Специальным посланием о защите интересов потребителей". В этом акте окончательно оформилась идея того, что все граждане являются потребителями и должны иметь право на особую защиту в этом статусе.

США и другие государства стали приниматься новые законы о защите прав потребителей. Инициатива распространилась даже на страны с менее развитыми экономическими и общественными отношениями.

От чего защищают права потребителя?

Права потребителя это в первую очередь право получить безопасный продукт. Безопасный не только сиюминутно, в момент покупки, но и в процессе пользования, и даже утилизации. Безопасный не только для текущего здоровья потребителя, но и для наследственности, репутации, ограничения возможностей.

Права потребителя предполагают достоверную информацию о свойствах товара или услуги. Это важно и для решения «покупать или не покупать», и для сравнения с другими аналогичными продуктами.

Подлежит защите право потребителя приобретать товар по своему выбору. Нарушением становится сокрытие информации о наличии и доступности товара.

Права потребителя детально регламентируют обязанность виновных лиц: производителей, продавцов и др., компенсировать стоимость некачественного продукта, нанесенного им ущерба, а также возможный вред, причиненный недостоверной или не предоставленной информацией.

Кто защищает права потребителей?

В Республике Беларусь, в других государствах и международной практике возможность защищать права потребителя закреплено за:

  • Самим потребителем или его представителями;
  • Уполномоченными государственными органами;
  • Общественными объединениями потребителей.

В порядке отстаивания своих законных требований потребитель может:

  • Обращаться с претензиями к продавцам, производителям, исполнителям и другим, причастным к ситуации лицам. Эти претензии должны удовлетворяться в соответствии с нормами законодательства.
  • Направлять жалобы на нарушения своих прав контролирующие органы.
  • Прибегать к помощи общественных объединений защищающих права потребителя.
  • Отстаивать свои права в судебном порядке.

Государственные и общественные организации защищают права потребителя в пределах предоставленных законом полномочий, как по жалобам на совершаемые правонарушения, так и без них, в превентивном порядке. Уполномоченные представители власти проводят проверки предприятий и торговых объектов. Общественные объединения подают иски о защите прав потребителей в суды, дают консультации, оказывают иную юридическую помощь и экспертную поддержку.

Судебная защита прав потребителей остается конечной стадией любого из выбранных вариантов.

pdf Закон Республики Беларусь о защите прав потребителей
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите неточность в тексте и нажмите сочетание клавиш
Система Orphus
администратор сайта Сергей | e-mail: 476642@mail.ru